воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Web-квест. Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами

Считается, что Интернет сыграл самую значительную роль в образовании со времен изобретения печатного слова. Почему же тогда мы так мало используем его на своих уроках? Найти выход из положения поможет новая технология - web-квесты.


 
«Учительская газета», №19 от 12 мая 2009 года  

Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Причем учителям английского языка повезло вдвойне, ибо подавляющая часть материала, который можно найти в Сети, представлена на английском. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.
По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.
Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется «web-квест».

Характерные черты
Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.

Другой очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
  • Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
  • Задание (описывает конечный продукт деятельности);
  • Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
  • Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
  • Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Пример web-квеста
Давайте рассмотрим web-квест, озаглавленный «And now a word from our sponsor - a Web-Quest on propaganda» («А теперь слово предоставляется нашему спонсору - web-квест о рекламе»), который можно найти на сайте www.thematzats.com/propaganda/. Он создан для другой целевой аудитории, однако его могут использовать ученики с высоким уровнем владения английским.
Web-квест начинается с предложения пройти небольшой тест, чтобы определить, подвержены ли вы воздействию рекламы. Это и есть Введение, предназначенное для повышения интереса учащихся к самой теме.
Далее идет Задание, которое, чтобы повысить интерес и мотивацию, должно быть наиболее приближено к реальным условиям. Ученикам сообщают, что они решили наняться на работу в рекламное агентство. Соискатели должны проанализировать несколько свежих реклам, а затем придумать и продемонстрировать собственную рекламу вымышленного товара. Это на самом деле довольно сложная задача, поэтому в блоке Процесс она разделена на несколько основных ступеней.
Ступень 1. Ученики получают список из девяти сайтов, на которых они могут ознакомиться с технологиями, используемыми создателями рекламы для воздействия на аудиторию.
Ступень 2. Им дают задание посетить несколько сайтов, с которых можно загрузить телевизионную рекламу, затем выбрать шесть различных типов рекламы и проанализировать их с помощью специальной таблицы, составленной учителем.
Ступень 3. Ученикам необходимо разработать свою собственную оригинальную рекламу с помощью приложения PowerPoint, а на заключительном слайде разместить описание рекламируемого продукта, возможных потребителей, для кого он предназначен, а также технологии, которые были использованы.
В разделе Оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
И наконец, на этапе Заключение следует напоминание, что ученикам, как обладателям критического мышления, необходимо знать используемые СМИ технологии, без которых нельзя сделать обоснованный выбор. Им также сообщают, что после завершения работы над проектом они должны будут уметь выносить трезвое решение, что покупать и чему верить, а также должны знать, как противостоять навязчивой рекламе.

Проблемы адаптации
«Замечательно, - скажете вы. - Но что если мои ученики не имеют надежной интернет-связи, чтобы завершить все стадии этого проекта?» Конечно, у всех разные условия обучения, и только вам решать, что лучше использовать в вашей конкретной ситуации. Потому приведу несколько советов о том, как адаптировать и упростить описанный web-квест.
Викторина из вводной части доступна только в Интернете, однако это упражнение можно легко заменить любым другим мотивирующим заданием, например обсуждением известной рекламы, имеющейся в видеозаписи.
Если ученикам трудно получить доступ к сайтам, упомянутым в Ступени 1, где описываются технологии создания рекламы, учитель может заранее распечатать эту информацию и раздать ее на уроке. Ребята могут также войти на эти сайты дома или после уроков в компьютерных клубах.
На Ступени 2 от учеников требуется загрузить рекламу с различных сайтов. Если у вас медленный Интернет или не установлено специальное ПО (браузер-плагины), загрузка может быть чрезмерно длительной или вовсе невозможной. Более того, некоторые ссылки на рекламные сайты были взяты с американского телевидения и сейчас уже неактуальны. Выход - использовать рекламные сайты других англоязычных стран или рекламу местного телевидения, записанную на видеокассеты.
На Ступени 3 ученики должны самостоятельно разработать и представить рекламу в среде PowerPoint. Это означает, что и они, и учитель должны знать, как пользоваться этой программой. Кроме того, для демонстрации презентации в классе должен быть установлен мультимедийный проектор. В противном случае дети могут представить свою работу на плакатах или даже разыграть ее в виде сценки.
Учитель может создать свои собственные критерии оценки работ учащихся с учетом конкретных условий обучения, а также добавить специальные критерии для оценки владения языком.
Было бы неплохо включить в заключительную часть комментарий учителя и учеников о том, как работа над проектом помогла повысить уровень владения иностранным языком.
Зачем нужно использовать web-квесты?
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. 

Перечислю ее главные достоинства:
  • web-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
  • модель работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта.
 В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания; и наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию web-квестов при обучении иностранным языкам, - это то, что многие ваши ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.

Трудности и проблемы

В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
  • много web-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.


Полезные ссылки

Концепция технологии web-квестов:
  • www.ozline.com/webquest/intro.html - легкая для понимания, очень содержательная статья, которая развенчивает мифы об Интернете и дает разумное обоснование использования технологии web-квестов;
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/necc98. htm - обзор web-квестов;
  • http://edweb.sdsu.edu/people/bdodle/webquest/buildingblogs.html - объясняет содержание каждой ячейки web-квеста.
Сайты web-квестов:
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/ - страница государственного университета Сан-Диего, один из лучших сайтов для начала знакомства с технологией web-квестов;
  • www.learning.worcestershire.gov.uk/WebQuests/inex.htm - британский сайт web-квестов;
  • www.ozline.com/learning - австралийский взгляд на web-квесты;
  • www.education-world.com/a_tech/tech011/shtml - американский сайт, на котором можно найти статью о создании web-квестов в образовательных целях.
Создание web-квестов: шаблоны и инструкции:
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/templates/lesson-template1.htm - пошаговые инструкции, сведенные в шаблон, облегчающий создание собственного web-квеста;
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/Process/WebQuestDesignProcess.html - таблица с объяснениями каждого этапа создания web-квеста;
  • http://edweb.sdsu.edu/webquestLesson Template.html - список шаблонов различных типов web-квестов.
Задания для web-квестов:
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/taskonomy.html - описывает 11 различных типов заданий для web-квестов с примерами.
Советы по использованию поисковых систем:
  • www.education-world.com/a_tech/tech011/shtml - описание поисковых систем для учителей и учащихся;
  • http://edweb.sdsu.edu/webquest/serching/sevensteps.html - прекрасная инструкция по эффективному использованию поисковых систем, написанная понятным языком.
Филл БРЭББС, перевод Ольги КОРЧАЖКИНОЙ


Веб-квест

Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March.
По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. (Источник: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php)
Более подробное описание различных типов заданий для веб-квестов и рекомендации по их разработке на английском языке можно найти на странице http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/
Структура веб-квеста
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Введение – краткое описание темы веб-квеста.
Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Порталы, где  можно найти, создать, разместить веб-квест
http://webquest.org (на английском языке)
http://www.zunal.com/ (на английском языке)
http://wizard.webquests.ch (на немецком языке)
Примеры веб-квестов
Коллекции веб-квестов: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_collections.php
Генераторы веб-квестов:
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты, например:
http://www.zunal.com/ (на английском языке)
http://wizard.webquests.ch (на немецком языке)
(подробнее см. http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_templates.php)

 http://annapalkova.wordpress.com/allgemein/webquest/

Комментариев нет:

Отправить комментарий